*СКАЗАНИЯ* Колой Кант
Главная » Статьи » Творчество » Проза [ Добавить статью ]

*СКАЗАНИЯ* Колой Кант
Жили три брата, и самый младший из них был Колой Кант1. С малых лет он не работал и только укреплял свои телесные силы. Семь лет прожил за счет двух старших братьев. Когда почувствовал в себе значительные силы, он взялся за работу. Его любимым занятием было разведение овец, и он стал пастухом. В это время у всех братьев было всего двадцать овец, среди которых был козел, говоривший по человечески и прозывавшийся по имени своего хозяина, то есть Колой Кант.
Когда Колой Кант в первый раз отправился пасти своих овец, то заблудился и перешел через несколько гор. Двенадцать лет не было о нем ни слуху ни духу. За это время стадо у Колой Канта увеличилось на столько, что овец невозможно было сосчитать, и, если обозревать пространство, которое они занимали во время пастьбы, то им не было ни конца ни края.
Всех овец Колой Кант загонял в огромную пещеру, имевшую вход наподобие ворот; вместо дверей он приставлял плоский камень, который могли передвинуть только шестьдесят человек: он же сам одной рукой ставил его.
Сеска Солса с шестьюдесятью нарт-орстхойцами пожелал отправиться за добычею.
- Поезжай к Колой Канту. Он имеет баранту без счета, но я заранее предупреждаю тебя, что ты не сладишь с ним: он чересчур силен, - сказал Боткий Ширтка.
- Что ты говоришь, Ширтка2, зачем стыдишь ты стыдишь меня перед нарт-орстхойцами? Неужели я, Солса, который по силе, отваге, хитрости не находил до сих пор себе соперника, не могу победить пастуха?
Он отправился со своими товарищами к Колой Канту с намерением угнать у него баранту. Когда подошли к пещере, где находился Калой Кант, они общими усилиями отодвинули плоский камень, стоящий при входе в нее. Как только они вошли туда, к ним направился козел, говоривший на человеческом языке, и стал драться с ними.
- Что ты делаешь, Колой, разве ты не видишь, что они гости? - сказал Колой Кант, который только что проснулся.
Он стал отгонять козла, но в это время шестьдесят нарт-орстхойцев кинулись на него со всех сторон, бросился на него и сам Сеска Солса. Колой Кант расправил свои плечи и ударил всех нарт-орстхойцев об стену пещеры, а Солсе дал такую пощечину, что тот закружился как кубарь. Еле-еле живыми ушли они от Колой Канта.
Сеска Солса пришел к Боткий Ширтке и сознался ему в том, что существует в мире один человек, который сильнее его - это Колой Кант.
- Но я или он - один из нас должен умереть, - добавил Солса, - нам вместе нельзя жить в одно и тоже время!
Солса стал просить Боткий Ширтку, чтобы тот нашел средство, способное как-нибудь уменьшить силу Колой Канта. или же, как его победить.- Я знаю одно средство, - ответил Боткий Ширтка. - Надо вовлечь Колой Канта в любовную связь с какой-нибудь женщиной, и если он проживет с нее недели две, то потеряет свою прежнюю телесную силу.
- Поэтому, если хочешь победить своего соперника Колой Канта, подошли к нему свою сестру; пусть она постарается завлечь его. Через две недели ты отправишься с прочими нарт-орстхойцами к Колой Канту, и вы смело сможете связать его и угнать всю его баранту.
Солса так и сделал. Он подослал свою сестру к Колой Канту. Колой Кант принял ее и ночью для незнакомой гостьи зарезал барана.
Поужинав, они легли спать отдельно, но, спустя несколько врмени, сестра Солсы встала, подошла к тому месту, где лежал Колой Кант, и хотела лечь с ним, сказав, что сама судьба назначила ей быть его женою.
- Поди прочь, - сказал Колой Кант, - знай, что я дал слово никогда не жениться, не иметь дела ни с какой женщиной. Уходи от меня завтра же, если ты желаешь что-нибудь попросить, то охотно отдам тебе половину своей баранты, только отвяжись от меня!
Но она осталась и на другую ночь и опять явилась к постели Колой Канта. Он опять прогнал ее. На третью ночь, когдаа она подошла к нему, он уже не смог пересилить страсть и позволил ей лечь с собой. С этого времени Колой Кант предался своей страсти - все время проводил с сестрой Сеска Солсы. Он уже перестал пасти баранов; вместо него смотрел за ними и загонял их в пещеру козел, говорящий по-человечески. Чем больше Колой Кант проводил время с сестрой Солсы, тем больше терял силу. Он уже не мог плотно ставить камень при входе в пещеру; день ото дня вход в пещеру расширялся; через десять дней можно было человеку свободно войти в пещеру.
Между тем Солса не забыл совета Боткий Ширтки. Спустя две недели он отправился вместе с Боткий Ширткой и со своими товарищами нарт-орстхойцами к Колой Канту. Так как вход в пещеру был свободен, то они без препятствий вошли туда и застали Колой Канта спящим на коленях у сестры Солсы. Нарт-орстхойцы немедленно связали его веревкою, сделанной из конских волос. Когда Колой Кант проснулся, он уже был связан; он стал биться так, что веревка, которая связывала его, врезалась ему до самых костей. Нарт-орстхойцы зарезали его любимца козла. Колой Кант просил у них, чтобы они дали ему какую нибудь кость от козла, но нарт-орстхойцы отказали ему в этой просьбе.
- Я ему дам, что он просит, - сказала сестра Солсы и подала ему бедренную кость.
Взяв из рук виновницы своего бессилия кость, Колой Кантсделал из нее зурну и заиграл на ней жалобную мелодию3. Голос этот был услышан женою старшего брата Колой Канта, когда вечером она во дворе доила коров. Она сказала:
- Это играет не кто иной, как младший брат моего мужа; с ним должно быть случилось какое нибудь несчастье.Она пошла сообщить об этом своему мужу и деверю.
Те немедленно помчались в ту сторону, где жили нарт-орстхойцы. предчувствуя, что брата их, вместе с его барантой, увели нарт-орстхойцы. Они уже догоняли нарт-орстхойцев между Джейраховским и Дарьяльским ущельями, но бог, предвидя, что если братья Колой Канта догонят нарт-орстхойцев, то прольется человеческая кровь. провел для устранения кровопролития реку Терек. На правом берегу реки остался Колой Кант с братьями и сестрою Солсы и с половиной своей баранты, а на левом берегу - нарт-орстхойцы с остальной половиной баранты Колой Канта. как бы в калым за сестру Солсы. Колой Кант, видя, что его отделяет Терек от нарт-орстхойцев, и, желая показать им свою силу и ненависть к ним, схватил длинный плоский камень, ударил его о землю, говоря, что он швырнул бы их тоже о землю, если бы они попались ему в руки. Нарт-орстхойцы тоже как бы в ответ ударили такой же камень о землю11. Погрозим и показав свою силу, они разошлись: нарт-орстхойцы отправились в Санаби12, а Колой Кант с братьями и сестрой Солсы, которую он взял для себя в жены, отправился домой. Прибыв в родной аул, Колой Кант пожелал испытать, сколько у него осталось силы после женитьбы. С этой целью он влез на вершину горы и поставил один на другой три камня громадной величины13. С тех пор его никто не трогал и не покушался угнать его баранту.1 Колой - название аула, который в настоящее время находится в Галгаевском ущелье, Кант - означает по-ингушски и по-чеченски "молодец, "юноша".

2 Ширтка - ласка; здесь: каламбур.

3 Мотив этот известен у горцев под названием "Колой Кант" и в ходу у пастухов.

11 Камень, которым, по преданию, ударил Колой Кант. стоял на правом берегу Терека. Когда в 1856 году прибыли в Джейраховское ущелье русские отряды, то он был раздроблен солдатами на бруски, а камень, брошенный нарт-орстхойцами, стоит и доныне на левом берегу Терека, возле Джейраховского укрепления.

12 Санаби - села под таким названием находятся в Ингушетии и Осетии.

13 Эти камни вместе состовляют нечто вроде довольно высокой башни и достигают пяти метров.Говорят что Калой кинул в Орстхойцев камень а они в ответ тоже. Орстхойский камень до сих пор стоит, а камень который кинул Калой раздробили.
Категория: Проза | Добавил: kav-kaz (13.02.2011)
Просмотров: 4423 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar