Феномен чеченки
Главная » Статьи » Творчество » Проза [ Добавить статью ]

Феномен чеченки
Известно, что условия жизни формируют национальный характер, дух народа, его определенные качества, которые потом передаются от поколения к поколению. Причинно-следственная связь между поведением современного человека, его предисторией и актуальной жизненной ситуацией очевидна на примере гражданского поведения в чеченском обществе. С особой наглядностью это просматривается, когда речь идет о чеченской женщине. Что знают в мире о характере и социальной роли чеченской женщины? Только то, что обычно говориться об исламской женщине. Однако реальный образ чеченской женщины в такие представления никак не укладывается.
Прежде всего, потому что историческая традиция чеченского народа определила для своей женщины гораздо более значительное место, чем это делается во всем исламском мире. Об этом говорят даже фольклорные и литературные источники.
Древняя легенда, рассказанная чеченским писателем Ахмадом Сулеймановым, говорит о том, какое место занимала женщина в чеченском обществе в самые критические моменты его жизни.
Когда враг нападал на чеченскую землю, и мужчины готовились к ее защите, перед началом боя впереди войска выходила на белом коне самая достойная, самая красивая девушка в белом наряде. И бой начинался только после того, как она пускала первую стрелу в сторону врага.
Любой конфликт в обществе, даже бой между двумя мужчинами, мог быть остановлен по воле женщины. Для этого ей достаточно было, сняв со своей головы, бросить белый платок между спорщиками. В соответствии с этим красивым и по-рыцарски благородным обычаем белый женский платок до сих пор в чеченском обществе является символом мира. Да, чеченская женщина занимала в общественной иерархиипьедестал благородной дамы, однако положительными качествами женской личности, наряду с внешней красотой, считались такие чисто мужские качества, как активная жизненная позиция, ум, смелость, мужество, твердость воли, верность слову, честность, правдивость, терпеливость, сдержанность, то есть черты легендарных амазонок. Наверно, в соответствии с этой особенностью распространенная положительная характеристика женщины даже в современном чеченском обществе звучит так: "Эта женщина подобна достойному мужчине".Мужчины чеченского народа, на долю которого непрерывно выпадают тяжелые испытания, всегда знали цену женщине, способной в трудный момент подставить свое хрупкое плечо, и быть верным другом, соратником, помощником.
Чеченский народ имеет трудную историю, тяжелую судьбу. И чеченка брала на себя в равной с мужчиной степени ответственность за нее. Вот почему активная жизненная позиция - это характерная черта и современной чеченской женщины.
В холодном феврале 1944 года в течение трех суток советская Россия выгнала чеченский народ со своей родины. В вагонах для перевозки скота их вывезли в сибирские и казахстанские степи. Около 50 процентов от всего населения погибло. В основном, погибали мужчины: их в первую очередь расстреливали, сажали в тюрьмы и отправляли всибирские лагеря для заключенных. Чеченка трудом и духовной стойкостью выполняла задачу - выжить, сохранить свой народ и пронести его высокие нравственные идеалы через все невзгоды. Она отогревала своих детей в холодных землянках, отдавала им последний кусок хлеба, неустанно трудилась, но самое главное - упорно преодолевала стену отчуждения, созданную советским режимом по отношению к спец. переселенцам. Поэтому в памяти народной осталось так много имен удивительных женщин, проявивших себя в самых различныхсферах общественной жизни.
Одно из них имя известной летчицы-чеченки Ляли Насухановой, которая ценой неимоверных усилий добилась того, что вошла в десятку лучших летчиков СССР. Она училась и работала в неравных условиях. Вспоминая свою жизнь, она писала: "Мое положение осложнялось еще и тем, что я была из спецпереселенцев, то есть людей второго сорта, о чем нам напоминали на каждом шагу". Настойчиво пробивалась она в военное авиационное училище, где готовили летчиков высшего пилотажа. Тернистый путь туда лежал через генштаб. Наконец, поступила в это училище и успешно закончила его и стала мастером высшего пилотажа. Одну за другой она одерживала победу в мужских соревнованиях. В чемпионате по обратному пилотажу в городе Ростове она заняла первое место, обойдя 26 мужчин. 23 года она работала в авиации. Она доказывала право женщин летать на современных реактивных самолетах. Мечтала попасть в отряд космонавтов и демонстрировала свои способности и подготовку. Ее друзья-космонавты пытались помочь ей в этом. Но длявключения в отряд требовалось специальное решение ЦК партии. Главной помехой здесь оставалось клеймо спецпереселенца, то есть то, что она была чеченкой. Это не зависело от нее. Это было несправедливо. Но ни в теории, ни в практике никогда она не была слабее лучших советских летчиков-мужчин. Она реализовала возможности в своей профессии до предела. Ее личную судьбу можно было считать счастливой. Но вот, что сказала она об этом: "Так можно было считать, если бы не две народные трагедии, которые выпали на мойвек: выселение 1944 года и события, которые начались в 1994 году и продолжающиеся до сегодняшнего дня. Так что счастье мое относительное". Феномен Ляли Асухановой не в том, что она стала летчицей, а в том, что она не переставала чувствовать частью своего народа и в полной мере осознанно разделяла его судьбу.
Имя другой чеченки, писательницы, поэтессы и просветительницы, - Марьям Исаева. Преодолевая огромные трудности, она сумела окончить женскую гимназию в городе Грозном еще в 1920 году. Ее решение посвятить свою жизнь народному просвещению было осознанным. И это решение было главным стимулом ее творческой деятельности до конца жизни. Марьям была первой писательницей-чеченкой, которая писала произведения для детей. Она преподает в школах и составляет новые учебники для чеченских детей. Впервые переводит на чеченский язык многих классиков русской литературы, участвует в создании краеведческого музея. Многие ее воспитанники становятся известными и достойными людьми - среди них писатель Магомед Мамакаев, историк Абдурахман Автурханов, просветительница Марьям Чантиева и другие, люди которые в последствии взяли из ее рук эстафету служения своему народу. В годы сталинской депортации чеченского народа она снова работает учительницей и пишет прозаические произведения. Писать приходилось тайно, потому что заниматься литературой чеченке в годы репрессий было опасно. Тем не менее, именно в эти годы были написаны ее лучшие произведения "Корень счастья", "Созидатель", которые были опубликованы только после возвращения чеченцев на родину. Именем этой замечательной женщины первый чеченский Президент Джохар Дудаев назвал одну из улиц города Грозного.
Раиса Ахматова - знаменитая чеченская поэтесса, чья жизнь протекала параллельно, стала душой всех чеченских женщин. Светлый образ ее лирических стихов занял большое место в литературе того периода...
Но каждая чеченская творит в своей личной жизненной судьбе. И каждая эпоха приносила ей новые испытания.
Две последние войны в Чечне легли на ее плечи тяжелым грузом. Снова заставили ее выступить вперед, выйти на передовую линию борьбы за жизнь, за человеческое достоинство, за своих сыновей, мужей, братьев. Рассказывают, что во время новогодней "зачистки" в чеченском селе Цоцин-Юрт, солдаты ворвались в дом с криком: "Где ваши мужчины?!" Старшая женщина в доме ответила: "Я здесь вместо мужчины. Говори, что ты хочешь от мужчины, я сделаю то же самое!"
И чеченские женщины делают "то же самое" и более того. Прежде всего, они спасают своих детей и всеми способами помогают своим мужчинам. В этой бесправной стране они защищают свое право. По всей Чечне не прекращаются женские митинги, куда они выходят с лозунгами и становятся против одной из сильнейших армий мира. Они объединяются в общественные организации, в женские комитеты и союзы, ведут гуманитарную деятельность, спасая самых страдающих, самых обездоленных. Рискуют своей жизнью. Таких примеров много. Каждая на своем месте, в своем районе, в своем городе, в своем селе делает то, что она может.
Зайнап Гашаева - пример такой женской самоотверженности.Создав женскую организацию "Эхо войны" она неустанно трудится на фронте спасения. Во всех уголках республики она собирает информацию о нарушениях прав человека и распространяет ее по всему миру. И призывает людей к состраданию к участию, к справедливости. Собирает и систематизирует информацию о погибших, раненных, о сиротах, инвалидах. Ищет для них помощи и организует тех, кто хотел бы помочь, но не знает, как это сделать. Ее семья, муж и дети редко видят ее, но они понимают, что когда на ее землю пришла беда, женщина имеет право служить своему народу. Они хорошо знают: такова форма ее внутренней организации - душа чеченской женщины. И она не одна ведет такую опасную работу, их много таких женщин..
В декабре 2001 года другая чеченка, Зура Бетельгириева, из чеченской правозащитной организации направилась в город Аргун, который был блокирован для проведения очередной "зачистки". Она хотела заехать в этот город, чтобы изнутри наблюдать за тем, что творят солдаты, как они издеваются над гражданским населением. Военные на российском блок-посту, вероятно, поняли ее намерения. Они не пропустили ее в город, а когда машина развернулась и стала уезжать, выстрелили вслед и убили Зуру.
В течение двух лет военный комендант Урус-Мартановского района Гейдар Гаджиев терроризировал местное население. О его жестокости ходили легенды. Люди не могли спать по ночам, ожидая ночной облавы. Сотни молодых мужчин, которых он захватывал без всякой вины, были им казнены и покалечены. Он сажал в подвалы даже женщин и самолично избивал их. Никакие жалобы и обращения ко всему миру не помогали. Русских устраивали его методы обращения с населением. После каждого преступления он только получал награды от своего руководства. А он продолжал мучить людей.
Газуевой Айзe было всего 19 лет. По команде Гаджиева расстреляли ее старого свекра и забрали мужа. Она долго ходила к коменданту, умоляла сказать ей, где находится ее муж. До тех пор, пока ее муж не был найден убитым. И тогда она приняла решение. 29 ноября 2001 года она пришла на площадь перед военной комендатурой и ждала пока появится убийца. Наконец, он вышел из здания. К нему бросились десятки женщин с вопросами, о судьбе своих сыновей и мужей, которых комендант захватил, и они после этого пропали без вести. Она подошла к женщинам и на чеченском языке попросила их быстро удалиться, она сказала им: "Сегодня ему пришел конец. Больше он не будет издеваться над нами". Они все поняли и отступили. Схватив обеими рукам за камуфляжную куртку коменданта, она только спросила его: "Ты помнишь моего мужа, ты помнишь меня?", и плотно прижала его к себе. Раздался мощный взрыв.
В этот вечер жители Урус-Мартана молились за спасение души той, которая приняла на себя мученическую смерть за всех. Этот шаг не был криком отчаяния. Это была сознательная жертва собой ради других. Она имела на это право.
Чеченская женщина всегда была равной среди равных. В этом и состоит феномен общественно-политической активности современной чеченской женщины. Вот почему она не покорилась сегодня. Удивляя тех, кто пришел, чтобы унизить и оскорбить ее, она мужественно борется за свое право на достоинство и честь всеми доступными ей способами.
Категория: Проза | Добавил: kav-kaz (27.07.2010)
Просмотров: 4137 | Теги: чеченка | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar