Нравственные понятия и термины
Главная » Статьи » Культура вайнахов [ Добавить статью ]

Нравственные понятия и термины
К основным элементам ингушского нравственного сознания относились своды идей, представлений, воззрений, определяемые универсальными народными понятиями: сий (честь), эхь (совесть), эздел (народный кодекс чести и благородства), бехк (не переводимое дословно: избегание того, в чём могут упрекнуть, обвинить), яхь (стремление быть достойным в поступках и делах, не отставать от лучших, а превзойти их в этом стремлении) и др.

Их значение было столь велико, что некоторые играли роль моральных принципов, а понятие «эздел» приобрело статус названия всей ингушской национальной морали и народной этики, о чём уже говорилось ранее.
Прежде чем приступить к рассмотрению нравственных понятий и терминов ингушского языка и этики, ещё раз подчеркнём, что их основная идея и направленность определяются указанными категориями. Наиболее универсальной из этого ряда, определяющей всю систему рассматриваемых в этой главе нравственных понятий и терминов является именно категория «эздел».
Судя по фольклорным материалам, традициям, обычаям и обрядам, ингушскому языку, его лексике, эздел предки ингушей почитали превыше всего на равнее с сий. Эздел определяет наиболее достойные нравственные нормы поведения и жизни человека с точки зрения ингушского общественного сознания. Эта категория в качестве эталона так или иначе присутствует во всех позитивных и негативных нравственных понятиях и терминах, хотя само это слово называется не часто, но его содержание подразумевается, имеется в виду, определяя нормы, принципы, правила данной этики и случаи их нарушения.
Эти нормы, как указывалось, определялись такими критериями, как уважение к старшим, к женщинам, к гостью, особенно если гость представлял другой этнос (в таких случаях эздел предписывал особую заботу и внимание): уважение к труду и трудовой деятельности, безукоризненное соблюдение правил вежливости и такта в любых сложных ситуациях. Какими бы основательными, значительными ни были причины, вызвавшие малейшие нарушения правил вежливости (например, кровавое столкновение, смертельное оскорбление), эздел предписывал нигде и никогда не терять самообладания, ничем и ни перед кем не демонстрировать своё превосходство, в уме ли, в силе или в чём-либо другом, но и ничем не показывать свою слабость, какой бы она основательной и разрушительной ни была. При большой удаче – не бахвалиться перед людьми, при любой беде – не показывать своего отчаяния. Эздел предписывал быть опрятным в одежде, чистоплотным, воздерживаться от чревоугодия, е появляться перед старшими без верхней одежды и без пояса, если это мужчина. То же самое правило соблюдал и старший по отношению к младшим и к своим домочадцам. Младшие же не курили, не пили вино, не брились в присутствии отца и старших. Появление же перед отцом в майке и трусах считалось верхом неприличия.
Здесь, в среде семейно жизни, на протяжении веков сложились свои, неоднократно проверенные жизненным опытом, осмысленные народной философией, оптимальные принципы и правила, нравственные понятия и термины, в которых реализовались нормы эздел. Укажем на некоторые из этих достижений эздел по созданию атмосферы свободы, раскованности в семье без распущенности, при сохранении в то же время взаимного уважения и привязанности друг к другу.
Отец не вмешивался в дела дочерей, не делал им замечания напрямую, непосредственно. Это входило в права и обязанности матери. В случаях необходимости отец указывал на недостатки дочерей по соблюдению эздел их матери, чтобы она передала его мнение дочерям. Дочери же в присутствии отца не красились, не переодевались, не появлялись в распущенном, неопрятном виде. В отсутствие матери её функция по дому выполняла старшая дочь, а в отсутствии отца – старший сын. По мере взросления, возмужания детей мать передавала свой опыт, нравственные представления, функции домашних дел дочерям, а отец – сыновьям. Брат, будь он даже несовершеннолетним, всячески опекал сестёр и контролировал их поведение, заботился о них, следил как за тем, чтобы никто из посторонних их не обидел, так и за соблюдением сёстрами норм и правил эздел.
Соблюдение этикета только ради «показухи», внешних приличий всячески осуждалось в народе. В притче о трёх всадниках – «Кхо баьри» повествуется, как каждый из них настаивал, что сторожить лошадей в ночную будет именно он, а товарищи пусть отдыхают. Такое поведение характерно для ингушского народного этикета, оно строится на устойчивой, постоянной схеме: пусть я за себя и за других: и в мало и в большом! Естественно, что другая противоположная схема: пусть другие за себя и за меня – подвергается осуждению, такой человек не признавался достойным уважения, считался ничтожным. Этими представлениями руководствуется каждый из трёх всадников, расположившихся на ночлег, настаивая именно на своей кандидатуре.А между тем сильфонные компенсаторы КСО всё еще используются,а - В споре побеждает самый младший – Аббас. Так и должно быть по этикету: самый младший всегда брал на себя обслуживание, оказание услуг старшим и т.п. Но Аббас, вместо того чтобы сторожить лошадей, лёг и уснул. В результате лошади исчезли.
В данном случае самый младший из героев, Аббас, соблюдает этикет только формально, ради внешних приличий, что и осуждается в притче. В этом комическом повествовании дело кончается тем, что все трое, потеряв лошадей, вынуждены возвращаться домой пешком, неся на себя сёдла.
Как известно, моральные представления связаны главным образом с разрешением повседневных житейских проблем, в них переплетаются рациональные и чувственные элементы (понятия, убеждения и чувства, эмоции).
Однако, во-первых, существуют в языке морально и национально своеобразные понятия и термины, бутующие только у данного народа. Во-вторых, в одно и то же понятие разными людьми и разными нардами может вкладываться разное содержание при их общении. Это содержание может быть полным, ущербным, поверхностным, а то и совершенно иным.
В этом плане следует иметь в виду, что национальная этика не может существовать без национального языка. Отсюда и ингушская этика не может быть полноправной и выполнять свои функции, быть изученной и осмысленной, правильно понятой без соответствующего аппарата моральных понятий и терминов ингушского языка, которые и будут представлены далее.

А. Х. Танкиев Эздел- Ингушская Этика- Ингушская Этика

Категория: Культура вайнахов | Добавил: kav-kaz (08.02.2011)
Просмотров: 3505 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
avatar
1
Хотелось бы побольше статей на такие темы...
avatar
2
будем стараться,хотелось бы больше комментариев с такими пожеланиями,чтобы знать чего придерживаться
avatar