ЭЗДЕЛ И САМОНАЗВАНИЯ ВАЙНАХОВ
Главная » Статьи » Культура вайнахов [ Добавить статью ]

ЭЗДЕЛ И САМОНАЗВАНИЯ ВАЙНАХОВ
ЭЗДЕЛ И САМОНАЗВАНИЯ ВАЙНАХОВ

С понятием Эздел связаны и все известные самоназвания вайнахов (чеченоингушей) с древнейших времен. К примеру в вайнахском языке имеет два слова, обозначающие человека: саг (мн.ч. - нах) и адам (мн.ч. - адамаш). Слово "саг" состоит из двух частей "са" -"свет, душа" и буквы "г" - уменьшительно-ласкательный суффикс, т. е. в этом слове раскрывается суть человека как создания Бога, состоящего из бессмертной светлой души. Ни в одном языке мира слово, обозначающее человека, не раскрывает так полно содержание этого понятия. К примеру, русское слово "человек" состоит из двух слов, обозначающих только некоторые из внешних признаков человека - "чело" и "веко".
Вайнахи слово "саг" (мн. ч. - "нах") не применяют в отношении всех людей. Для обозначения любого человека (представителя биологического вида) есть слово "адам" (мн. ч. - "адамаш"), которое обозначает всех потомков Адама. Вайнахи часто говорят "из саг вац"("он не человек"), "цох саг хургвац" ("из него не выйдет человека"), "уж нах бац" ("они не люди"), "из визза саг ва" ("он человек, в полном смысле слова"), "уж нах ба" ("они люди"). В этих выражениях не имеется в виду, что они вообще люди или не люди. Имеется в виду, что они не люди эздела. Слова "саг" ("человек") и "нах" ("люди, народ", от имени пророка Ноя - Ноах/Нах) применяются только в отношении тех, кто соблюдает эздел, а в отношении остальных применяются слова "адам" ("человек") и "адамаш" ("люди").
Таким образом, словом "са" (саг) - вайнахи обозначают благородныйх свободных людей, равных царям. Мы можем заметить, что многие древние племена на Кавказе носили данное название, с корем "са" - "душа". Название "са" может звучать как "соа", "суа" (sw), "сув/сав" или "соан".
Со словом "са" (суа/соа/сув/сав/соан) связано и названия древних арийских племен:

Субарте - самоназвание хурритов. Корень "суб" (сув).
Саки - самоназвание скифов. Саг от "са", саг - человек благородного происхождение у вайнахов, равный царям, царский. Позднее с принятием религии Дракона (вайнах. "Сарма" - "Дракон"), саки поменяли название на Сарматы.
Сабы - древнее племя в Италии по Страбону. Сабы (Савы).
Санары - вайнахское племя населявщее Дарьяльское ущелье. Корень соан/сан.
Соаной (Сваны) - по преданиям санары переселивщиеся в Северную Грузию.
Сенты - второе название санов (санаров/сванов). Отсюда сенды/синды. Арийское племя завоевавщее Индию и давщее ей своей имя (изначально Синд)
Свеи, Свевы, Шведы - корень "сав".
Савиры - тюркиизированное вайнахское племя. Корень "сав".
Иберы - изначально данное название звучало как сиберы. Корень сав/сив/сиб.
Тиверцы - аланское племя ассмилированнео славянами. Изначальное название сиверы.
Шам - гора, откуда пришли люди на Ближний Восток. Шам - это Сам. А поскольку "м" может заменятсья на "б", то Шам - Сам - Саб.
Т.е. самоназвания данных народов содержит корень вайнахское слово "са" - "душа/человек благородного царского происхождения".

Человек, который соблюдает эздел, является господином своих страстей, желаний, поступков, господином своего тела. Поэтому вайнахи (чечено-ингуши) все считались князьями (ала - князь/царь, алан - царский/княжеский с вайнахского языка). Древние предки чечено-ингушей хурриты (научное название) именовали друг друга как "алани" - "царь/господин".
Согласно фольклорным данным вайнахи со многими князьями соседних народов поддерживали дружбу. Любой чечено-ингуш принимался кабардинскими, грузинскими, осетинскими, дагестанскими князьями как равный. У чечено-ингушей никогда не было сослЧеловек, который соблюдает эздел, является господином своих страстей, желаний, поступков, господином своего тела. Поэтому вайнахи (чечено-ингуши) все считались князьями (ала - князь/царь, алан - царский/княжеский с вайнахского языка). Древние предки чечено-ингушей хурриты (научное название) именовали друг друга как "алани" - "царь/господин".
Согласно фольклорным данным вайнахи со многими князьями соседних народов поддерживали дружбу. Любой чечено-ингуш принимался кабардинскими, грузинскими, осетинскими, дагестанскими князьями как равный. У чечено-ингушей никогда не было сословий, не было господ и рабов, потому каждый из них являлся господином самому себе, господином своего тела и своих поступков. А кто является господином своего тела, уважает сам себя, над таким человеком не нужно ставить другого господина. (Ший дегIа аьла волчо аьла эшац - Кто князь (аьлан) своему телу, тому князь не нужен; вайнахская мудрость).
Господин нужен тому, кто сам не может быть господином своего тела, своей жизни, своих поступков, желаний и страстей.
Из за незнания глубокого смысла эздела, многие содержательные вайнахские слова, понятия, обесценены учеными и писателями, которые дают поверхностный перевод этих слов. Слово "вайнах" все переводят на русский язык как "наш народ". Такой перевод, если вдуматься в него, не имеет никакого смысла. Слово состоит из двух частей "вай"("мы") и "нах" ("люди"); "вай нах", т.о., означает "мы - люди" ("мы - люди эздела").
Человек не имеющий эздел, "не взвешивающий", уподобляется животному. Эздел делает человека высшим созданием Бога, потому что эздел основан, в первую очередь, на уважении человека. Уважать другого человек сможет только тогда, когда уважает самого себя, сам себя. А человек, уважающий себя - это тот, кто соблюдает заповеди Бога.


Разные исследователи много написали и насочиняли насчет этого знака. Они в нем видят все, что угодно: голгофу, христианский крест, символ вселенной, человека и т. д. Исследователь культуры ингушей Ф. Ю. Албакова пишет, что на ингушских башнях встречается "изображение "креста голгофы", который в Древнем Египте символизировал торжество жизни, власть". Голгофа - это лобное место близ Иерусалима, где по христианскому преданию распяли Иисуса Христа. Если же этот знак был известен еще в древнем Египте, то он никак не мог изображать Голгофу. Подобный символ был известен не только в горной Ингушетии и в древнем Египте, но и далекой Америке. На юго-западе США, на территории индейцев племени навахо, археологами обнаружены камни, на которых имеются многочисленные пиктографы (рисунки нанесенные красящими веществами), в том числе разнообразные варианты интересующего нас символа.
Исследователи считают, что эти рисунки были нанесены на камни "в период между 200 и 1450 годами н. э." Не могли индейцы Америки изображать ни голгофу, ни христианский крест.
Зачем нужно было ингушам наносить на башни рисунки или знаки, обозначающие очень сложные философские понятия? Может быть, напротив, они ставили на башнях очень понятные каждому рядовому ингушу знаки, которые играли свою роль в повседневной жизни? А на что похож этот знак? На человека, с широко разведенными руками (как будто он что-то взвешивает). Еще на что он похож? На весы.
Это символ эздела, это символ религии Нуха (Ноя), который каждодневно напоминал всем - "Взвешивайте!". Это символ справедливости, т. к. справедливость и есть эздел. Человек должен как весы все взвешивать. Этот знак постоянно напоминал ингушам: "Если не будете взвешивать, то уподобитесь животным!" В Коране сказано Аллахом: "Худшие из животных пред Аллахом - глухие, немые, которые не разумеют"; "Поистине, злейшие из животных у Аллаха - те, которые не веровали, и они не веруют, - те, с которыми ты заключил союз, а потом они нарушают свой союз каждый раз, и они не - богобоязненны".
Если человек не соблюдает эздел, то он может уподобиться животному, и цена его не будет равна 1800 верблюдов, т. е. той цене, которую установил для человека его Создатель, а будет равна цене всего одного животного, одной скотины, и даже меньше. Даже скотина может быть более полезной, иметь более высокую цену, чем человек, потерявший нравственность, морально-этические качества, который потворствует своим низменным чувствам, животным инстинктом, каким он становится когда перестает взвешивать свои поступки, отказываясь, т. о., от самого ценною дара Аллаха - разума.
Знак эздела был знаком вайнахского Мехк Кхела ("Совета Страны"), был символом справедливости и правосудия. Основываясь на эзделе, члены Мехк Кхела поддерживали в Чечено-Ингушетии справедливость и правосудие, справедливо относились ко всем спорящим враждующим сторонам. Основой всей современной мировой юриспруденции являются законы написанные на 12 таблицах в Древнем Риме. Неписанное законодательство ингушей, существующее тысячелетия, основанное на эзделе, на основе которого ингушский Мехк Кхел выносил решения, являлся наиболее разработанным и справедливым во всем мире до появления шариата. При вынесении решения, члены Мехк Кхела ставили себя на место каждого из оппонентов, и выносили справедливое решение, с которым соглашались все.
Можно не быть ученым человеком, не иметь больших знаний по различным наукам, но соблюдая в полной мере эздел, иметь полную цену человека. Можно также быть академиком, иметь обширные знания по различным наукам, но не соблюдать эздел и, следовательно, остаться на уровне животного.
В Чечено-Ингушетии, поэтому, не было князей, царей, господ. В позднем средневековье, когда в горах Ингушетии сложилось предгосударственное объединение ингушских территориальных единиц - шахаров, не был избран один руководитель -князь, а все дела касающиеся всей страны, решались на Совете Страны (Мехк Кхел), на который выбирались представители всех обществ, входивших в это объединение. Потому, что избрание одного человека в качестве руководителя страны (как бы его не называть) привело бы в дальнейшем к появлению привилегированного сословия, а, следовательно, и подчиненного сословия, что в конечном итоге привело бы к уничтожению эздела, а значит - к гибели нации. Эздел может существовать только у свободных людей, людей, над которыми кроме Бога, нет никакого другого господина. ПОЭТОМУ, ВСЕ ВАЙНАХИ (ЧЕЧЕНО-ИНГУШИ) - ЭТО АЛАНЫ (ЦАРСКИЕ).
Категория: Культура вайнахов | Добавил: kav-kaz (25.08.2010)
Просмотров: 3376 | Комментарии: 2 | Теги: Эздел, Культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
1
Хочу сказать по поводу эздела. Эздел это такая вещь, я сам чеченец и очень часто бываю в ингушетии. В один момент я был удивлен, я стоял на авто вокзале покупал билет на самолет в москву. В вокзале было много молодежи, и вдруг заходит какой то старик и вся молодежь да и все люди встали! Это настолько красиво, а в чечне такого практически и фактический нету!
avatar
2
Амин - очень жаль ,что так произошло в Чечне. Нужно восстанавливать эти понятия,проводить воспитательные работы и в Ингушетии ,и в Чечне. Я до сих пор встаю,при виде старших ,будь я на улице или где. Многие меня просто не понимают. Объяснять всем ,почему так делаю ,уже устал. Ща отвечаю просто ,что принято так)
я просто живу не на Родине
avatar