Можно ли поздравлять?
Главная » Статьи » Ислам [ Добавить статью ]

Можно ли поздравлять?
Просмотрела ваш сайт, понравился. Особенно ответы на вопросы, грамотно и тактично. В связи с этим у меня возник вопрос. Мы, женщины-мусульманки, общаемся в одном клубе для русскоязычных мусульманок. Там у нас возник небольшой спор. Одна из сестёр утверждает, что поздравлять с днём рождения или с Пасхой, допустим, является запретным (харам), здесь же (на вашем сайте) я увидела, что поздравлять с днём рождения не страшно. Рассудите нас, пожалуйста. Я хотела скопировать ваш ответ, но, к сожалению, та сестра обязательно спросит, кто ответил, какое образование у этого человека, ну и всё в этом духе. Простите, ради Бога, не хочу обидеть вас недоверием, но я о вас ничего не нашла на сайте. Не могли бы вы немного написать о себе? Была бы очень вам благодарна. И если есть такая возможность, из каких источников вы сделали такие выводы (разрешение на поздравление)? Заранее огромное спасибо за ответ и извините ещё раз, если письмо покажется некорректным. Просто та сестра обвиняет нас в том, что мы совершаем харам. Очень хотелось бы прояснить эту ситуацию. С уважением Алия.
Можно ли с точки зрения Ислама поздравлять немусульман с их религиозными или национальными праздниками? Некоторые говорят, что это запретно (харам).
Меня не раз спрашивали об этом. Отвечал я достаточно кратко, говоря, что это допускается, разрешено. Недавно, по милости Всевышнего, у меня появилась возможность больше читать и писать, находясь в хорошей мусульманской библиотеке. Одной из небольших по объему книг, отложенных мною для быстрого чтения, была книга Юсуфа аль-Кардави, содержащая интересные исследования по современным вопросам, с которыми сталкиваются мусульмане в неисламских государствах.
Опять же, только и только по милости Всевышнего Творца, в один из дней, после закрытия библиотеки, я взял ее с собой и, зайдя в одну из близлежащих мечетей, начал читать. Мне очень понравился стиль и подход. Обычно арабские богословы не могут понять в полной мере те проблемы или ситуации, с которыми сталкиваются мусульмане в обществах, где они составляют меньшинство. Именно «не могут», потому что они не сталкивались с этим и не имеют возможности взглянуть на тот же самый Священный Коран и Сунну Пророка более широко, объемно, отойти от некоторых укоренившихся арабских стереотипов и подойти к широте смысла священных текстов, являющихся каноном не только для арабов, но и вообще для людей. Мне показалось, что в данной книге у имама аль-Кардави во многих вопросах это очень хорошо получилось. Безусловно, умение выверенно и при этом правильно мыслить — результат общения с мусульманами самых разных стран на протяжении нескольких десятилетий, а также итог постоянной работы над новыми трудами по исламскому богословию.

Именно одна из тем упомянутой книги побудила меня написать этот материал и легла в его основу.

Теперь, прошу — к нашей с вами теме.

В Священном Коране имеются два аята, которые четко определяют границы взаимоотношений мусульман с немусульманами:
«Всевышний не запрещает вам относиться справедливо и благородно ко всем [невзирая на национальность, убеждения, вероисповедания], кроме тех, кто воюет с вами из-за ваших религиозных убеждений и выгоняет вас из домов ваших. [Будьте же справедливы!] Воистину, Всевышний Аллах любит справедливых. [Но в то же время] Всевышний запрещает вам иметь близкие дружеские  отношения с теми, кто воюет с вами из-за ваших религиозных убеждений или выгоняет вас из домов ваших, а также с теми, кто помогает им в этом. Кто с такими [притеснителями, деспотами, преступниками] будет иметь близкие дружеские отношений, тот грешен [практически сам становится таковым] (см., Св. Коран, 60:8, 9).

Эти два аята четко очерчивают нормы взаимоотношений. Когда к мусульманам относятся нормально, обычно, по-человечески, то они должны отвечать благожелательно, проявлять к этим людям, независимо от их убеждений или вероисповеданий, справедливость и благородство. Замечу, что слово «благородство» (аль-бирр), употребленное в аяте, обычно используется при характеристике отношений детей к своим родителям. То есть не простое благородство, а искреннее, с душою. Слово это (аль-бирр) в арабском языке раскрывается как «отказ в пользу другого от того, что ты мог бы получить», а также «предоставление другому большего, чем он заслуживает». То есть на хорошее постараться ответить большим, лучшим.
Те же, кто враждует с мусульманами потому, что они — «мусульмане», выдворяет их из родных земель и жилищ, как, например, это было в случае с Пророком Мухаммадом и его сподвижниками, которые были вынуждены покинуть свои дома и жилища после многолетних притеснений и унижений, то такие деспотичные люди не заслуживают хорошего отношения к ним. В основе так. Но замечу, например, когда Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний Творец и приветствует), примерно через десять лет вернулся обратно в Мекку с огромным количеством сподвижников, он (да благословит его Всевышний и приветствует), имея возможность вершить возмездие, никому не отомстил. Ни тем, кто убивал, ни тем, кто унижал, ни тем, кто грабил. Он всего лишь произнес свои известные слова: «Антум тулака’ », то есть «Вы свободны», вас никто не обидит, не будет вспоминать прошлые унижения и требовать возмездия. Спокойно продолжайте жить рядом с нами, как это и было когда-то.

Иными словами, для верующего человека защищать себя и свое имущество — обязательно. Это во все времена было делом чести и достоинства. Но мстить, вспоминая былые обиды — качество, не присущее верующим, тем более пророкам и посланникам Господа.

Вернемся к нашей теме. В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима приводится случай, как однажды Асма’, дочь Абу Бакра, спросила у Пророка Мухаммада: «Ко мне в гости пришла моя мама, но она язычница. Могу ли я хорошо отнестись к ней, принять ее?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Ну конечно! Тепло и радушно прими свою маму!»

Зная об этом, уважаемый читатель, учитывай, что отношение к людям Писания, в отличие от язычников и неверующих, в Исламе занимает особое место, оно более почтительно.

В Священном Коране, например, говорится: «Если бы не защита Всевышнего одних людей другими [если не то равновесие, которое периодически устанавливается Творцом на этой земле для мирного сосуществования людей], то были бы разрушены монастыри, церкви, синагоги и мечети, где много упоминается имя Аллаха [имя Единого и Единственного Господа нашегоприводится случай, как однажды Асма’, дочь Абу Бакра, спросила у Пророка Мухаммада: «Ко мне в гости пришла моя мама, но она язычница. Могу ли я хорошо отнестись к ней, принять ее?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Ну конечно! Тепло и радушно прими свою маму!»

Зная об этом, уважаемый читатель, учитывай, что отношение к людям Писания, в отличие от язычников и неверующих, в Исламе занимает особое место, оно более почтительно.

В Священном Коране, например, говорится: «Если бы не защита Всевышнего одних людей другими [если не то равновесие, которое периодически устанавливается Творцом на этой земле для мирного сосуществования людей], то были бы разрушены монастыри, церкви, синагоги и мечети, где много упоминается имя Аллаха [имя Единого и Единственного Господа нашего]» (см., Св. Коран, 22:40).

Также, к примеру, о пророках Иисусе и Моисее в Коране говорится очень много.А посмотрите на эти аяты: «Ты увидишь, что с наибольшим чувством любви к вам относятся те, кто говорит: «Мы — христиане». И это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не высокомерны. Если услышат они ниспосланное Пророку [строки из Корана], ты увидишь, что глаза их переполняются слезами, когда они слышат слова истины. И они говорят: «О Господи наш! Мы уверовали. Запиши же нас в число засвидетельствовавших» (см., Св. Коран, 5:82, 83).
Ко всему прочему, кораническим текстом явно разрешена для мусульман пища людей Писания, а также женитьба на христианках и иудейках.

Любовь и взаимоуважение между супругами это то, что заповедует Сам Всевышний для полноты и гармонии семейных уз (см., Св. Коран, 30:21). К тому же в Коране образно и очень деликатно показано единство и общность супругов: «Они [жены] — одежда для вас [мужей], и вы [мужья] — одежда для них [жен]» (см., Св. Коран, 2:187).

Также из канонической допустимости брака с христианками и иудейками мы получаем родственные связи с людьми Писания. А родственные связи предписано сохранять и развивать (см., Св. Коран, 16:90).

Ко всему прочему, Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) всегда и многократно призывал своих сподвижников к благородству и мягкости, воспитанности. Как, например, обратившись к Абу Зарру, Посланник Всевышнего воскликнул: «Будь набожным, где бы ты ни был! Если совершил ошибку, то вслед за этим соверши благое деяние, которое сотрет ее. И относись к людям очень благородно!» Он (да благословит его Всевышний и приветствует) не сказал «относитесь благородно к мусульманам», а сказал «к людям».

 
Относиться благородно к людям — это обязанность мусульманина. Особенно, когда со стороны немусульман проявляется приветливое, почтительное отношение, когда друзья или знакомые поздравляют нас с мусульманскими праздниками. Ведь в Священном Коране сказано: «Если вас приветствуют, то ответьте лучшим (более полным) приветствием, или [как минимум] тем, которым вас поприветствовали» (см., Св. Коран, 4:86).
Мусульманину, как человеку набожному и покорному своему Творцу, просто не подобает быть хуже других, быть менее воспитанным или менее благородным.

По сути дела, то, что я сейчас пишу, является настолько банальным и естественным с точки зрения исламских канонов! Но мне (и не только мне) приходится подробно прописывать эти аксиомы по той простой причине, что как мусульмане, так и немусульмане настолько сегодня дезинформированы, а порой невежественны или «деревянны» в мышлении, что слов нет.

В пучине политических, национальных, социальных и экономических разбирательств мы, как мусульмане, так и немусульмане, растеряли большую часть пророческих наследий. Забыли о завещанном ими, посланниками и избранниками Всевышнего, великодушии, сердечной мягкости, умении прощать, не копить обид.

Сколь просты, но непонимаемы и мало применяемы слова Пророка Мухаммада: «Наиполнейшей вера будет у того, кто наилучший по своей воспитанности».

В чем же суть миссии Пророка, главная цель?! Мы постоянно забываем о ней. «Воистину, я был ниспослан, для того, чтобы довести до совершенства высокие нравы!»

Передается, как один огнепоклонник поприветствовал Ибн ‘Аббаса словами: «Ас-саляму ‘алейкум! (Мир вам!)» А тот, считающийся одним из самых ученых сподвижников Пророка, ответил: «Ва ‘алейкумус-салям ва рахматул-лах (Мир тебе и милость Всевышнего)». Некоторые, из находившихся рядом, недоуменно спросили: «Ты желаешь ему (огнепоклоннику!) милости Всевышнего?» Ибн ‘Аббас ответил: «А разве не живет он, окруженным милостью Творца?»

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) на протяжении многих лет (около десяти) терпел издевательства и унижения со стороны язычников Мекки, но это никак не изменило его, не уменьшило надежности его и благородства. Как до начала пророческой миссии мекканские язычники и многобожники, отправляясь в долгий путь, оставляли у него ценные вещи на хранение, так и после, вплоть до последних дней его пребывания в Мекке. Вы ведь знаете, что Пророк Мухаммад, по велению Всевышнего, покинул свою хижину, окруженную людьми, нанятыми для его убийства, и оставил вместо себя ‘Али, рискуя жизнью своего очень еще молодого двоюродного брата. Зачем он оставил его в Мекке, где уже практически не было мусульман? Зачем подверг его жизнь опасности? А для того, чтобы вернуть те ценности, которые люди доверили Мухаммаду, полагаясь на его надежность.

Даже в такой тяжелой ситуации, не имея возможности оповестить о своем отъезде заранее, он (да благословит его Всевышний и приветствует) сохраняет свою благонадежность и верность. Кому?! Да тем же язычникам, что притесняли его братьев по вере, на протяжении многих лет унижали его самого и оскорбляли. Да! Поймите же, он ведь, во-первых, Пророк, а во-вторых, мусульманин, то есть покорный Богу, а не эмоциям своим или чувствам.

Возвращаемся опять к нашей теме. Поздравлять немусульман с их религиозными праздниками, как и принимать поздравления от них в полной мере допускается с точки зрения канонов Ислама. Исключением является только использование в данных процедурах явно запретного.


Мы сказали о религиозных праздниках. Относительно же государственных или иных

, то, например, имам аль-Кардави говорит, что в этом «вообще нет никаких проблем. Можно поздравлять других, принимать поздравления, а также участвовать в праздничных мероприятиях».

Завершая наш с вами материал, думаю, что вы поняли каков ответ на ваш вопрос относительно дней рождения. Никаких проблем. Тем более, если брать во внимание российские традиции. Так завелось, что в нашей стране дни рождения считаются одними из наиболее приятных праздников для человека.

Именно в такой обстановке и в таком настроении сделать человеку что-то приятное, хотя бы просто поздравить, очень важно с точки зрения мусульманской этики.

Безусловно, я не говорю о том, чтобы участвовать в распитии спиртных напитков или дискотеках. Конечно же, нет. Но в том-то и дело, что истинный мусульманин — это тот, при взгляде на которого человек вспоминает о Всевышнем! Думаю, вы помните эти слова Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).

Верующий человек преобразует мир. Пусть постепенно, но идя именно навстречу другим, особенно немусульманам!

Вал-лаху а‘лям (И только Всевышнему ведома истина).
Категория: Ислам | Добавил: kav-kaz (04.09.2010)
Просмотров: 5109 | Комментарии: 3 | Теги: ислам, Ислам сегодня | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
avatar
1
Истина сказана! Я Христианка и всех своих друзей Мусульман поздравляю с праздником! Прошу прощения за запоздалые слова, но все таки:
ПРИШЕЛ К ВАМ ПРАЗДНИК, ДОБРЫЙ, СВЕТЛЫЙ,
ОН МУСУЛЬМАНАМ БОГОМ ДАН.
ВСЕГДА ЖЕЛАННЫЙ, ЩЕДРЫЙ, МИЛЫЙ,
ПРЕКРАСНЫЙ УРАЗА-БАЙРАМ!!!
КОРАН СВЯЩЕННЫЙ С НЕБА ПОСЛАН
АЛЛАХОМ В МЕСЯЦ РАМАДАН,
ЕГО МОЛЬБА, АЯТЫ, СУРЫ-
СВЯТОЙ ЗАКОН ДЛЯ МУСУЛЬМАН.
И РАЙ АЛЛАХ ВАМ ОТКРЫВАЕТ,
ШАЙТАНА КРЕПКО В ЦЕПЬ КУЕТ,
ВРАТА ОН АДА ЗАКРЫВАЕТ,
ДЖАННАТА ПРЕЛЕСТИ ДАЕТ!
МИР ВАМ, МИЛОСТЬ АЛЛАХА И ЕГО БЛАГОСЛОВЕНИЕ!!! И у Нас были праздники как православные, так и личные, я получала поздравления!!! И очень горжусь этим!
avatar
2
ассаламу алейкум... странно ооочень странно что вы допускаете поздравлять с их праздниками с пасхой с рождествой христова... скажите а иисус праздновал эти праздники? библии о них что то сказанно? нет не сказанно. значит это уже нововведение.так что вы с нововедением поздравляете их? второе христиане какие бы они небыли это люди которые не признали мухаммада как пророка иначе были бы мусулмьанами. они не признали религию ислам как религию для всего человечества и они считают свою религию истиной а нашу заблуждением давайте не будем кривить дущой...так что значит вы поздравляя их одабриваете всё то что они совершают? новшества и то что на самом деле Господь Бог не приказал значит вы оправдываете и поддерживаете их ширк их новшества то что они отрицают Мухаммада? почему вы смотрите на вещи так приземленно? и говорите отсебятину? почему вы не выставите тут фатвы учёных которые всю жизнь свою отдали на изучениеислама.а юсуф кардави вы знаете хотя бы кто это? он был приговорен к заключению за что? за свои убеждения он был убит по шариату за что? за свои умозаключения. и самые авторитетные ученые выносили ему такфир между ними небыло разногласия что он вышел из ислама.я не хочу обидить никого и не собираюсь тут вступать в спор или говорить отсебятину. я просто гворю вам хватит нести то о чем у вас знания нет! как говорил ибн умар религия твоя плоть и кровь твоя так смотри у кого ты берешь знания!
avatar
3
Я не помню источника .. но данный вопрос очень актуален(
avatar